[Стефан ад-Дувейхи; араб. ; лат. Stephanus Aldoensis/Edenensis] (2.08.1630, Ихдин (Эхден), Ливан - 3.05.1704, мон-рь Каннубин, там же), патриарх Маронитской католической Церкви (с 1670), церковный деятель и писатель. Род. на севере Ливанских гор, в обл. Джуббат-Башарри, историческом центре расселения маронитов, где находилась резиденция патриархов (мон-рь Каннубин). Происходил из влиятельного священнического рода, его дядя был архиепископом Ихдина. В 1641 г. был отправлен на учебу в Маронитскую коллегию в Риме, созданную в 1584 г. для подготовки маронитского духовенства, преданного Папскому престолу. Получил блестящее образование, знал неск. языков. В апр. 1655 г. был направлен Конгрегацией пропаганды веры в Ливан для миссионерской работы. 25 марта 1656 г. рукоположен во священника патриархом Иоанном ас-Сафрави. Ежегодные отчеты И. Д. в Конгрегацию являются ценным источником по церковной истории Ближ. Востока.
Первые 3 года служения И. Д. провел в Ихдине и обл. Кесруан (между Джуббат-Башарри и Бейрутом). Он проповедовал, наставлял священников, переписывал книги, преподавал в школе, открытой им в Ихдине. В 1658-1659 гг. совершил паломничество в Иерусалим и по указанию маронитского патриарха Георгия Ризкаллы посетил изолированные группы маронитов Юж. Ливана и Галилеи. И. Д. приобщал маронитов юга к церковным традициям, ввел в их богослужение григорианский календарь, разбирал тяжбы, обучал детей, исповедовал и причащал жителей удаленных селений, годами не видевших священников.
После возвращения в Сев. Ливан И. Д. был назначен апостольским визитатором Ливана, однако его дальнейшая миссионерская деятельность была прервана чередой смут и потрясений, охвативших страну. Триполийский паша направил в регион военную экспедицию для сбора больших податей. Спасаясь от нее, христиане бежали в горы. В 1659 г. И. Д. писал в конгрегацию о том, что вынужден был покинуть Сев. Ливан «по причине тирании». В 1660 г. патриарх и мн. христиане снова искали убежища в горах во время военной кампании пашей Триполи и Дамаска против ливанских феодальных кланов Шихаб и Хамада (шиитские шейхи Хамада контролировали области Джуббат-Башарри и Батрун - главную зону расселения маронитов). Жители Ихдина предлагали И. Д. занять вакантную кафедру архиепископа в их селении, но он отказался, и архиепископом был избран его родственник Булус. Военное разорение вызвало весной следующего года голод и эпидемии. В 1661-1662 гг. И. Д. служил в приходе Арда под Триполи; во время смут местная церковь была разрушена. В 1662 г. И. Д. отверг предложение триполийских миссионеров-иезуитов об участии в проповеди христианства среди алавитов, маргинальной шиитской секты, жившей к северу от Ливанских гор, поскольку считал эту миссионерскую деятельность бесперспективной. В 1663 г. патриарх направил И. Д. в Халеб (Сирия) по просьбе местных маронитских старейшин для духовного окормления общины города. В условиях отсутствия в Халебе маронитского епископа И. Д. фактически стал во главе общины. Он учредил школу, где преподавал сир., араб. и итал. языки, вел богословские диспуты с представителями других христианских исповеданий. Тексты проповедей И. Д., как утверждали современники, использовал правосл. Антиохийский патриарх Макарий III (1647-1672). В 1662 г. сиро-яковитский Халебский еп. Андрей Ахиджан, соученик И. Д. по Маронитской коллегии, стал Антиохийским патриархом и принял унию с Римом (см. ст. Сирийская католическая Церковь). И. Д. активно поддерживал патриарха Андрея в церковно-политической борьбе, однако осуждал тактику римских миссионеров, стимулировавших деньгами переход яковитов в католичество. Летом 1665 г. Конгрегация пропаганды веры предписала И. Д. вернуться для миссионерского служения в Ливан, однако по настойчивым просьбам халебских маронитов он был оставлен в их городе (Послание маронитов Халеба папе Римскому Александру Седьмому: Публ. араб. текста по рукописи из собр. МГУ им. М. В. Ломоносова / Под рук. Д. В. Фролова. М., 2005).
В мае 1668 г. И. Д. вернулся в Ливан и совершил паломничество в Иерусалим. 8 июля 1668 г. он был рукоположен во епископа и назначен на Кипрскую кафедру, которая пустовала уже ок. 35 лет. После османского завоевания острова (1570-1571) кипрская маронитская община, когда-то многочисленная и процветающая, бедствовала. Часть маронитов присоединилась к правосл. Церкви, остальные утратили мн. церковные традиции. В 1669 г., приехав на Кипр, И. Д. застал там 1 тыс. маронитов, проживавших в 10 деревнях.
20 мая 1670 г. епископы и аяны (старейшины) обл. Джуббат-Башарри избрали И. Д. патриархом Маронитской Церкви. Весной следующего года он заручился одобрением своей кандидатуры со стороны влиятельного клана Хазин, к-рому принадлежали земли Кесруана, и только после этого обратился в Рим за утверждением в сане. Избрание было утверждено в 1672 г. папой Климентом Х, и в том же году в мон-ре Каннубин состоялась интронизация.
И. Д. вошел в историю как выдающийся администратор. Последующие хронисты присвоили ему наименование Великий (аль-Кабир). В Патриаршество И. Д. продолжались процессы колонизационного движения маронитов на юг вдоль хребта Ливанских гор. Церковный и политический центр общины перемещался из областей Джуббат-Башарри и Батрун в Кесруан, зону влияния шейхов Хазин. Этот феодальный клан пользовался поддержкой как доминировавших в Ливане друзских династий Маанов и сменивших их в 1697 г. Шихабов, так и франц. дипломатии. Франц. кор. Людовик XIV считал своей религ. миссией покровительство ближневосточным католикам. В 1658 г. глава рода Хазин Абу-Науфаль занял пост франц. вице-консула в Бейруте. Эта должность далее переходила по наследству к его потомкам. Шейхи Хазин стимулировали переселение маронитов в Кесруан и способствовали основанию в этой местности ряда мон-рей, получавших земельные пожалования от маронитской знати. Претензии духовенства на теократическую власть периодически приходили в столкновение с интересами светской элиты маронитов. Так, в 1683 г. из-за конфликта с шейхами Хазин И. Д. бежал в Дайр-эль-Камар в Юж. Ливане под защиту эмира Маана и оставался там 2 года, прежде чем смог вернуться в Каннубин. Маронитская Церковь находилась в эпицентре политических событий в Сев. Ливане, в частности военного противоборства маронитов с шиитами за контроль над Джуббат-Башарри и Кесруаном. В ходе одной из таких войн в нач. 90-х гг. XVII в. мон-рь Каннубин был захвачен отрядом шиитов, патриарх претерпел от них притеснения и унижения.
В кон. XVII в. активно развивалось монашеское движение в маронитской среде. Ливанские христиане стали заимствовать структуру зап. монашеских орденов с четким уставом и иерархией. В 1692 г. молодые халебские марониты Джибраил Хава, Абдаллах Караали и Джибраил Фархат (см. Герман Фархат; впосл. митрополит Халеба и классик новоараб. лит-ры) обратились к И. Д. за благословением на учреждение новой монашеской конгрегации. Позже из-за разногласий о путях монашеского движения эта группа распалась, но Абдаллаху Караали в 1695 г. удалось создать монашеское сообщество нового типа - «Ливанский орден святого Антония». В 1700 г. возник др. маронитский орден - «Конгрегация святого Исаии», впосл. также принявший устав св. Антония, введенный в Ливане Караали.
В XVII в. маронитское богослужение постепенно переходило с сир. языка, практически исчезнувшего в бытовом употреблении, на арабский. И. Д. относился к этому процессу с пониманием и признавал достоинства араб. языка. Эта позиция расходилась с мнением лат. миссионеров, выступавших против окончательной арабизации культа и стремившихся, чтобы сирийский оставался у маронитов сакральным языком богослужения, как латынь в католич. мире. При всей преданности Римскому престолу и католическому вероучению И. Д. осуждал попытки западных миссионеров приблизить маронитскую культовую практику к лат. образцам. Эта проблема осложнилась конфликтом 1700 г. между И. Д. и францисканцами Св. земли из-за юрисдикции над маронитскими общинами Акки и др. местностей Палестины. И. Д. обвинял францисканцев в том, что они денежными посулами склоняют маронитов к принятию лат. обряда.
Кризис Османской империи кон. XVII в., вызванный поражениями в войне с коалицией католич. держав, тяжело отозвался на положении ливанских христиан. Налогообложение выросло вдвое, с 1691 г. налоги стали брать и с духовенства. В нач. 1696 г. И. Д. писал в Рим, что церкви и мон-ри Ливана были ограблены и он был вынужден скрываться в пещере от солдат османских пашей. В 1700 г. И. Д. через одного из священников обратился к кор. Людовику XIV c жалобами на притеснения, которые претерпевают от пашей Дамаска и Триполи маронитские епископы, монастыри и народ. По приказу короля франц. посол в К-поле пытался выступить в защиту маронитов, однако это не улучшило ситуацию. Осенью 1703 г. войско шиитского шейха Хамада вошло в Каннубин и, ссылаясь на повеление триполийского паши, потребовало выплаты податей за год вперед. После отказа И. Д. был жестоко избит. Неск. сотен воинов, присланных шейхами Хазин, освободили патриарха и увезли его в Кесруан. Усилиями эмира Бешира Шихаба полномасштабную шиитско-маронитскую войну удалось предотвратить, и весной 1704 г. И. Д. смог вернуться в свою резиденцию, где умер несколько дней спустя и был погребен в патриаршей усыпальнице.
И. Д.- крупнейший историограф Маронитской Церкви. Он начал собирать материалы по истории своей общины, еще будучи студентом в Риме, продолжал эти поиски во время путешествий по Ливану и Сирии, изучал труды маронитских, арабо-мусульманских и европейских авторов. Вслед за ранним маронитским историком Джибраилом аль-Килаи († 1516) И. Д. стремился доказать исконную ортодоксию маронитов, их давнюю приверженность Римскому престолу. Эта задача предопределила полемический пафос, наивный догматизм и нетерпимость к критике, свойственные трудам И. Д., как и всей маронитской историографической традиции. С ярко выраженной пропагандистской целью была написана самая известная его работа - трилогия «История маронитской общины», или «Апология маронитов» (анализ редакций и лат. пер. см.: Breydy. 1991). Патриарх обращается к вопросам возникновения этноса маронитов и происхождения этнонима, который он без должных доказательств возводил к мардаитам - визант. военному контингенту, размещенному в кон. VII в. в Ливане для противостояния араб. экспансии. Вопреки историческим фактам И. Д. отрицал приверженность средневек. маронитов ереси монофелитства, полемизируя по этому вопросу с зап. и восточнохрист. авторами. Несмотря на серьезную профессиональную подготовку, он был склонен принимать на веру любые апокрифы, совпадавшие с его взглядами на раннюю историю общины, и, т. о., создал национальный миф, к-рый лег в основу самоидентификации позднейших поколений маронитов.
В трактате «История времен» (др. название - «История мусульман») И. Д. попытался вписать прошлое своего народа в контекст общесир. истории, к-рая излагается с опорой на мусульм. авторов начиная, по одним изводам, с хиджры (622), а по другим - с 1095 г. (начало эпохи крестовых походов) и заканчивая рубежом XVII и XVIII вв. Подобный интерес к др. религ. общинам и регионам был новым явлением в маронитской историографии. Эпизоды из собственной биографии побудили И. Д. к написанию «Истории маронитской школы в Риме», где он проследил судьбы мн. выпускников Маронитской коллегии. К трудам И. Д. по церковной истории относится также соч. «Список патриархов маронитской общины».
И. Д. принадлежит много трудов по литургике, имевших целью систематизировать богослужебную практику маронитов: основное соч. «Светильник таинств» в 10 частях (др. название - «Десять светильников»), «Истолкование освящений», «Книга о хиротонии», а также сборник проповедей, трактат по сирийской поэтической метрике и др.
В 1982 г. Синод Маронитской Церкви постановил начать сбор сведений о жизни и деятельности И. Д. для открытия процесса беатификации. В нояб. 2002 г. дело было официально принято к рассмотрению Конгрегацией по канонизации святых. 3 июля 2008 г. папа Бенедикт XVI одобрил декрет о признании «героических добродетелей» И. Д., что является предпоследней стадией в процессе беатификации. В мест. Зук-Мосбех близ Бейрута действует комитет имени И. Д. (офиц. сайт: www.douaihysaint.com).